Создатель AnalogMagik – канадец Richard H. Mak, с 20-ти летнего возраста работал в сфере финансов и инвестирования, основал собственную инвестиционную компанию. Ричард не является ни программистом, ни инженером, но как и многие из нас – он фанат аудио и винила, в частности. А ещё, у него хорошо получается организовывать людей для достижения общего результата, именно это он и сделал в рамках своего проекта “AnalogMagik”.

Richard H. Mak инвестировал свои деньги, собрал более десятка высококлассных специалистов мирового уровня из разных сфер и четырех стран мира, и поставил перед ними цель – создать простой в использовании программно-аппаратный комплекс для настройки аналогового тракта, собственно то, чем бы он сам мог пользоваться дома, как фанат винила.

Сколько раз вы начинали установку проигрывателя винила с таких понятных и легко достижимых основ как “стабильность” и “уровень”, а заканчивали многочасовыми пробами найти идеальное положение “VTA” или “азимута” полагаясь на такую субъективную вещь, как слух? Ведь каким бы не был натренированным этот “слух”, с возрастом его восприимчивость ухудшается, слуховая память очень быстро теряется, а юных и опытных виниломанов наверное просто не существует... 

Наконец-то свершилось! В 2018 году, после 9 лет исследований, консультаций с такими гуру как Franc Kuzma и Natasuka San из ZYX, разработки и тестирования, был анонсирован AnalogMagik All In One Cartridge Setup Software & Test LPs – первый и единственный в мире измерительно-настроечный комплекс, который позволяет осуществить объективную и точную настройку абсолютно всех параметров аналогового тракта в режиме “Live” с повторяемым (что очень важно) результатом, в том числе:

- скорость вращения диска и её стабильность;
- азимут картриджа;
- вертикальный угол слежения и угол захода иглы;
- прижимная сила картриджа;
- анти-скейтинг;
- усиление фонокорректора;
- нагрузка на картридж;
- уровень механических вибраций;
- резонансная частота связки тонарм/картридж.

Все вышеуказанные параметры являются взаимосвязанными и взаимозависимыми, поэтому основная цель AnalogMagik – найти комбинацию, при которой аналоговый сигнал будет воспроизводится с наименьшими искажениями!

Но прежде всего, Вам нужен хороший юстировочный шаблон, с помощью которого необходимо сделать максимально точную установку картриджа в хэдшелл тонарма, для этого мы рекомендуем шаблоны Tracking Wizard, которые можно приобрести в eBay магазине Legendary Audio.

После юстировки картриджа и установки рекомендуемой производителем картриджа прижимной силы, можно приступать к точной настройке с помощью AnalogMagik. Итак, в состав измерительно-настроечного комплекса AnalogMagik входят следующие компоненты:

- flash накопитель с USB-ключем;

- пластинка с измерительными трэками на 33.3 оборота;

- пластинка с измерительными трэками на 45 оборотов;

- аналогово-цифровой преобразователь ART USB Phono Plus.

Зачем всё это нужно? Flash накопитель с USB-ключем необходим для запуска программного обеспечения AnalogMagik, последняя версия которого скачивается прямо с веб-сайта производителя. На двух тестовых пластинках AnalogMagik записаны идентичные измерительные трэки (за исключением Loading и Vibrations, которые доступны только на пластинке 33.3 rpm), но поскольку механическое воздействие на картридж во время проигрывания пластинок на 33.3 и 45 оборотов разное, AnalogMagik комплектуется двумя соответствующими пластинками. Аналогово-цифровой преобразователь ART USB Phono Plus служит для преобразования аналоговых сигналов с выхода фонокорректора в понятные для AnalogMagik цифровые данные и их подачи на USB вход компьютера, где и будут отображаться результаты измерений.

Очень важно заметить, что установку драйверов ART USB Phono Plus, программного обеспечения AnalogMagik и подключать АЦП нужно в строгом соответствии с инструкциями, указанными на официальном веб-сайте.

Перед запуском утилиты рекомендуем ознакомиться с описаниями и демонстрационными видео, а также комментариями к отображаемым программой данным.

Все функции AnalogMagik реализутся путём установки иглы картриджа на соответствующий измерительный трэк тестовой пластинки и нажатием функций “Start” и “Stop”. Детальные инструкции по каждому параметру и рекомендации указаны в верхней секции программы, а помощь в интерпретации результатов можно получить нажав на функцию “Help” (см. иллюстрацию).

Теперь перейдём к обзору работы самого измерительно-настроечного комплекса AnalogMagik, протестируя все его возможности:

1. Скорость вращения диска (Speed) и её стабильность (AES Wow & Flutter).

Забудьте о стобоскопических дисках, самый надёжный и точный способ измерить фактическую скорость вращения пластинки – это воспроизвести дорожку 03 тестовой пластинки на 33.3 оборота и дорожку 02 тестовой пластинки на 45 оборотов, на которых записан сигнал с частотой 3150 Гц, и постараться получить такое же значение на экране монитора.

Данный параметр зависит от двигателя проигрывателя пластинок, износа элементов механизма вращения или же от натяжения пассика (как в моём случае с проигрывателем Michell Orbe).

Согласно рекомендациям Audio Engineering Society, параметр Wow & Flutter (стабильность скорости и её колебания) должен измеряться минимум в течении 30 секунд. В моём тракте этот параметр составил 0.15% при 0.30% рекомендуемых и 0.50% максимально допустимом нормативном значении.

2. Вертикальный угол слежения (VTA) и угол захода иглы (SRA).

Vertical Tracking Angle тесно связан с Stylus Rake Angle (норматив 92°), поэтому как правило настройка VTA сводится к определению параллельного положения трубки/шелла тонарма в опущенном положении к поверхности пластинки. Но на практике, VTA может сильно отличаться от более важного SRA (https://www.analogplanet.com/images/512MFVTA_article.pdf), следствием чего становится рост искажений. Поэтому, не удивляйтесь если тонарм придется сильно опустить или повысить.

С помощью соответствующей дорожки тестовой пластинки и AnalogMagik, вы наглядно видите уровень интермодуляционных искажений. Путём изменения VTA/SRA необходимо добиться минимально возможного значения. Хорошо всё, что ниже 5%, ниже 2% - почти идеально.

3. Азимут картриджа (Azimuth).

Channel Separation - важнейший параметр любого картриджа (в высококлассных звукоснимателях он составляет более 30 дБ), а правильная настройка азимута головки и балансировка Crosstalk (перекрёстного влияния) даёт один из самых ощутимых приростов в качестве звучания.

AnalogMagik позволяет осуществить максимально точную балансировку, для этого предназначены дорожки 04/03 (левый канал) и 05/04 (правый канал) соответствующих тестовых пластинок с 1 кГц сигналом, рекомендуемая разница между каналами должна составлять менее 0.5 дБ, но чем меньше – тем лучше.

4. Анти-скейтинг (Anti-Skating).

Этот параметр наиболее тесно связан с азимутом, поэтому их настройку рекомендуется осуществлять последовательно, повторяя процесс определения обеих параметров после каждого изменения настройки тонарма.

Предназначенные для настройки анти-скейтинга дорожки 06 (33.3 об.) и 05 (45 об.), не случайно нарезаны ближе всего к яблоку обеих тестовых пластинок - так рекомендует производитель, ссылаясь на наименьшую скатывающую силу ближе к центру пластинки, видимо намекая на то, что лучше сконцентрироваться на азимуте...

Возвращаясь к анти-скейтингу, значения искажений правого и левого каналов должны быть максимально близкими и ниже 1%.

5. Прижимная сила картриджа (Tracking Force).

От установки этого параметра наиболее зависят результаты измерений VTA/SRA, азимута и анти-скейтинга, поэтому рекомендуем устанавливать его окончательное положение в последнюю очередь, отдавая приоритет VTA/SRA и азимуту.

Для определения оптимального значения этого параметра предназначены дорожки 07/06 (сигнал 7 кГц) и 08/07 (сигнал 300 Гц) соответствующих тестовых пластинок. Рекомендуемая цель аналогична анти-скейтингу – наименьшие искажения (до 2% для ВЧ и НЧ сигналов) и максимально близкие показатели каналов.

6. Усиление фонокорректора (Gain).

В случае наличия у фонокорректора регулируемого коэффициента усиления, AnalogMagik позволяет определить его оптимальное значение исходя из наибольшего значения Signal to Noise ratio, для определения оптимального положения этого параметра предназначены дорожки 09 и 08 тестовых пластинок на 33.3 и 45 оборотов соответственно.

7. Нагрузка на картридж (Loading).

Это один из завершающих настройку аналогового тракта параметров, но его результаты очень информативны и полезны, особенно для владельцев MC-картриджей.

Данный параметр измерения позволяет вычислить наиболее удачные значения входного сопротивления и ёмкости для конкретного звукоснимателя, а это – залог его сбалансированного звучания. Более того, результаты измерений AnalogMagik учитывают характеристики не только фонокорректора, но и фонокабеля!

Выбираем комбинацию входного сопротивления фонокорректора и ёмкости, ставим дорожку 01 тестовой пластинки на 33.3 оборотов, на которой записан сигнал 20 Гц – 24 кГц, и с помощью AnalogMagik смотрим на кривую АЧХ, цель – максимально ровная АЧХ с минимальными значениями +/- дБ.

Благодаря этой функции AnalogMagik, мне удалось вычислить оптимальные значения для моего London Jubilee – 15 кОм и 220 пФ, в сравнении со стандартными 47 кОм звучание стало более мягким и сбалансированным.

8. Уровень механических вибраций (Vibrations).

Дорожка 10 тестовой пластинки на 33.3 оборотов с сигналами 60 Гц и 500 Гц. Простой и понятный тест на уровень механических вибраций, которые получает звукосниматель, рекомендуемое значение – до 3-4%, хотите меньше – работайте над развязкой проигрывателя винила в общем и его составляющих в частности.

9. Резонансная частота связки тонарм/картридж (Resonance).

Все привыкли пользоваться графиками взаимозависимости эффективной массы (effective mass) тонарма и поддатливости кантиливера (compliance). Это теория и её можно использовать для базового выбора кандидата на покупку, но реально и точно определить уровень резонансов связки тонарм/картридж можно только в конкретной среде и во время проигрывания тестовой пластинки!

Для этих целей AnalogMagik предоставляет целых две тестовых дорожки с сигналом 7.5 Гц – 35 Гц: первая для определения горизонтальной резонансной частоты и вторая для определения вертикальной резонансной частоты. Оба результаты измерения должны находиться в пределах допустимых 8-12 Гц.

Моя связка тонарма Mørch DP-6 Precision Gold 9” и картриджа London Jubilee показала почти идеальные 10.5 Гц.

Вот и всё, вертак идеально настроен, разум наконец-то спокоен, а уши теперь можно использовать по прямому меломанскому назначению – с чистой совестью и удовольвствием переслушивать свою винилотеку!

И последнее, однажды приобрёв AnalogMagik, Вы получаете пожизненную поддержку в виде автоматического доступа к новым и усовершенствованным версиям программного обеспечения!

Цена спокойствия виниломана - $750 (включая модуль ART USB Phono Plus). Приобрести измерительно-настроечный комплекс AnalogMagik All In One Cartridge Setup Software & Test LPs можно у эксклюзивного дилера в Украине.