Почему именно Era Gold V? Откуда такая особенность? Это не моё личное мнение, или не только моё. К такому выводу приходят многие. И их не разделяют ни границы, ни языковый барьер… Я хочу привести ниже обзор известного журналиста Аарона Маршала (Aaron Marshall), но перед этим, сначала расскажу, что же собственно такое и кто такой этот Graham Slee, про которого почти не встретишь информации в интернете, т. к. он не стремится к публичности. Грехэм Сли ставит себе совершенно другие цели.

 

Начнём с того, что эта одиозная личность – инженер из Англии, который долгое время занимался проектами Hi-Fi и Hi-End оборудования. В конце 90-х он начал разрабатывать собственный проект, который в конце 2005 стал уже известной нам компанией с брендом Graham Slee. Однако принципы работы и подход абсолютно не изменились с изменением статуса.

Что же такого замечательного в этой компании? Первое, что удивляет – фанатичное желание производить свою продукцию именно в Великобритании, а не удешевить процесс, производя платы где-нибудь в Азии. Второе, что просто вызывает уважение, каждое, отдельно взятое устройство, этот неутомимый человек отстраивает своими собственными руками. Нет, он не один всё делает – у Грэхема есть помощники, но доводит изделие до совершенства он сам. Подчёркиваю, каждое устройство! В собственных мастерских, расположенных недалеко от Buttercross, деревушки с 200-летней историей. Сам владелец и Мастер с большой буквы Грэхем Сли 10 лет проработал конструктором печатных плат для Hi-End оборудования. Потом ещё какое-то время работал с электроникой к Hi-Fi оборудованию, так что замысел собственного проекта, где бы он мог воплотить свои идеи, рос очень постепенно, по мере накопления опыта и знаний.

 

Свою коммерческую деятельность он начал с создания Hi-Fi фонокорректора, который позже был переименован в "Gram Amp", а сейчас он нам известен как Gram Amp 1 и Gram Amp 2, получившие положительные отзывы. Что говорить, когда его первым дилером в Великобритании стала небезызвестная компания Cartridge Man с Леном Грегори (Leonard Gregory) во главе.

Когда Грэхем Сли попытался выйти на рынок со своим широкополосным фонокорректором Era Gold V, то встретил жесточайшее сопротивление салонов по продаже Hi-Fi оборудования, и не только их. Можно сказать, что проводилась целенаправленная компания с рецензентами и дилерами по блокировке выхода этого продукта. Но, существуют ведь и независимые масс-медиа. Они и спасли ситуацию, когда пишущий обзоры для TNT Джеф Хазбенд (Geoff Husband) попал на запись, где как раз и использовались Era Gold + Elevator EXP. Он назвал это лучшим сочетанием для МС картриджа, после этого появился целый ряд положительных отзывов об этом фонокорректоре. Другие продукты Graham Slee, например усилитель для наушников Solo, также изначально встречали сопротивление – ведь никто не любит конкурентов на рынке. Но и он отвоевал себе место под солнцем. Из сонма разнообразных отзывов и обзоров мною был выбран самый нейтральный. На мой взгляд, он очень показательный. Его и предлагаю вашему вниманию.

 

«Ах, первый раз. Все краски в начале жизни кажутся ярче, тускнея с годами. Наши первые удовольствия, большие и маленькие, навсегда впечатаны в наше сознание. Наличие такого личного и субъективного опыта, с течением времени шлифуется и запечатлевает эти события в яркие, неприкосновенные вехи, с течением времени могущие стать совсем не похожими на то, что произошло на самом деле. Они превращаются в наши собственные небольшие легенды, мифы, и, нравится нам это или нет, в мерило, по которому мы судим о последующих событиях. Безусловно, в потаенных лабиринтах души любого аудиофила, имеется раздел, посвященный первому опыту, связанному с воспроизведением и прослушиванием музыки. Первая запись или CD, которые вы купили для себя, самое первое прослушивание, из-за какой системы впервые у вас захватило «дух» и отвисла челюсть, самое первое проигрывание на своей собственной системе в предрассветные часы и т.д. и т.п. Вы получаете идею.

 

И как, можете вы поинтересоваться, это может привести нас к более прозаической теме фонокорректора? Ну, у меня, так сказать, есть свой маленький миф, связанный с этими устройствами. Когда я купил свой первый проигрыватель (это был конкретно потрепанный Rega 2), мне тут же довелось прослушать его через совершенно непропорциональный по цене фонокорректор Linn Linto с хорошим звукоснимателем с подвижной катушкой (Audio-Technica OC9). Он звучал восхитительно, захватывающе, мифически хорошо. Или, по крайней мере, я это так помню сейчас. Звучал ли он лучше, чем блюз Дюка Эллингтона (Duke Ellington) Blues In Orbit, который я прямо сейчас слушаю на Era Gold V Грэма Сли (Graham Slee)? Нельзя сказать, разные комнаты, другая система, различные проигрыватели (тот же картридж, заметьте). Невзирая на качество и родословную Linto, он просто обязан звучать лучше потому, что все остальное для этого в моей системе предусмотрено. Тем не менее, я все еще оттачиваю свой собственный мысленный образ того звука, каким мифически он должен быть. Это идеал, эталон. И я нахожусь в постоянном поиске такого идеала, что и привело меня к написанию этого обзора о таком высоко ценимом фонокорректоре.

Из всех одноименных британских фонокорректоров, хочу рассмотреть в этом обзоре Era Gold V Грэма Сли (Graham Slee). Он представляет собой всего-то простую красивую коробочку, похожую на покрытый серебром кирпич. На нем вообще нет огоньков, индикаторов или каких-либо элементов управления. С тыльной стороны можно обнаружить только позолоченные RCA вход и выход, пост заземления, и вход для 24 вольтового, отдельно подключаемого питания (блок питания, не только сделанный вручную, но и сертифицированный Канадской ассоциацией стандартов (CSA) – очень необычное и дорогое предложение для такого небольшого производителя, как Graham Slee). Отсутствие выключателя питания отнюдь не упущение, т. к. Era Gold расчитан на постоянное питание. У Graham Slee за плечами история создания фоно панелей для микшерных пультов, используемых на BBC, и Era Gold относится к тому же типу профессиональной специфики. На самом деле, не только недели пройдут, чтобы полностью его прогреть, Era Gold буквально накажет вас, если вы выключите его, т. к. понадобиться несколько дней, чтобы он прогрелся снова и начал петь после выключения. Канадский дистрибьютор Курт Мартенс, даже когда он в дороге, всё равно держит свои демонстрационные устройства включенными в машине с помощью инвертора. Вот это преданность!

 

С коэффициентом усиления 41,5 Дб Era Gold подходит только для головки звукоснимателя с подвижным магнитом (MM) и высокопроизводительных картриджей с подвижной катушкой (HOMC), которые могут выкачивать от двух до десяти милливольт. Если вы любитель звукоснимателей с подвижной катушкой и низким выходом (MС), чтобы получить достаточное усиление для Graham Slee Era Gold, вам придётся добавить повышающий трансформатор Graham Slee Elevator EXP. Еще в техническом плане у продуктов Грэма Сли следует отметить то, что он избегает фильтрации любого рода низких или высоких частот, в результате чего создает по-настоящему широкую полосу пропускания. Slee позволяет вам всё, картридж может запросто выдать от 5 Гц до 2,3 МГц. Если ваша система способна воспроизводить конкретные «басы» ниже 20 Гц, вам захочется гарантированно иметь толерантную отдачу звука со своего проигрывателя.

Широкая полоса пропускания вызывает широкую улыбку

 

Era Gold подобен широкополосному громкоговорителю. Результаты при работе с моим Clearuadio Aurum Beta S (ММ картридж с выходом 3,5 мВ) были непревзойденными. Звучание нижних частот действительно высшего качества, лучшее из всего, что я слышал в комбинации какого-либо фонокорректора и картриджа. Абсолютная глубина, плотность и просто потрясающий контроль бас-гитары и больших барабанов. К счастью, информация, которую был способен вытащить Slee из нижних октав, ни разу не показалась лишней, контролировалась таким образом, что звук не становился раздутым, жирным, небрежным или чрезмерным. Такая база давала музыке, пропущенной через Era Gold, не только великую силу и вес, но прямо заразительный и реактивный ритмический драйв. Как могут быть волнующи хорошо записанные барабаны! Бас и барабан Tortoise, TNTшная нетленка heavy 1998 года, например, обрабатывался Slee очень хорошо и как только я полез за дисками с регги, меня уже было трудно остановить. Предсказуемым следствием этой ритмической устойчивости были также первоклассные динамика и хлопки. Вы любите, когда звучания много, оно широко, быстро и громко, и есть куча соответствующих таким требованиям записей? В таком случае, вы, вероятно, долго будете наслаждаться.

 

Другой конец частотного спектра немного уступает всему мастерству управления басом Era Gold. Это, возможно, наименее "неоднородный" фонокорректор из когда-либо слышанных мною. Его верхние частоты характеризуются очень хорошим контролем над шипящими помехами и низким уровнем шума, частым бичом комбинаций недорогих картриджей/фонокорректоров. В результате получается, что высокие частоты звучат гладко и изысканно. Я бы не сказал, что это вкусно, но очень подробно, гладко и без зернистости.

 

 

 

Звучание средних частот в Era Gold было просто хрестоматийным примером, какой разрыв в воспроизведении остается между компакт-дисками и пластинками. Средние частоты Slee имели вкусное, насыщенное и текстурированное звучание. По сравнению с бледными и приглушенными оттенками звука компакт-диска, музыка через Era Gold соответствовала аналоговому звучанию: насыщенная, бархатистая, гладкая и очень детализированная. Острота медных инструментов ощущалась нутром, струнные были блестяще шелковистыми, вокал – настоящим и нейтральным, а сцена расцвела вширь и вглубь, расширившись далеко за пределы динамиков. Короче говоря, очень близко к реальному звуку. Хороший образ не был чем-то выдающимся. Что впечатлило намного больше, насколько хорошо Era Gold отделяла индивидуальные звуковые элементы от сложных пассажей, оставаясь последовательной и не перегруженной со стороны моего просто не соответствующего ей Rotel RQ-970BX.

 

Итак, да, мне полюбился звук Era Gold от Graham Slee и меня не затруднит, допустим, порекомендовать его кому-нибудь, за исключением приверженцев низкопроизводительных звукоснимателей с подвижной катушкой (и даже они смогли бы порадоваться, имея Era Gold плюс Elevator EXP). Соответствовало ли это моей личной легенде аналогового звука? Почти. В музыкальном плане, по ощущениям, и охвату – это соответствовало. Меня бы удивило, если бы High End низкопроизводительный звукосниматель с подвижной катушкой и фонокорректор с высоким коэффициентом усиления, при взаимодействии, не воспроизвели бы звук с такой изысканностью и деликатностью.

Для владельцев высокопроизводительных картриджей с подвижной катушкой, кто находится в поиске фантастического звучания басов, удивительной устойчивости к помехам и шуму дорожки, будет очень легко рекомендовать начать, наконец, действительно наслаждаться Graham Slee Era Gold V. От себя добавлю только чуть больше информации, чтобы можно было сделать собственные выводы.

 

Номинальная чувствительность, диапазон: от 2 до 10 мВ

Номинальное выходное напряжение: среднеквадратичное значение 240 – 1080 мВ

Входное сопротивление: 47 кОм

Входная емкость: 100 пФ

Сигнал/Шум: -77 дБ в диапазоне частот 20 Гц – 20 кГц

Искажения: 0.02%

Точность RIAA: 0.5 dB

Частотные характеристики: 5Hz – 2,7MkHz

Размер: 107 (w) x 50 (h) x 175 (d) mm

 

Автор: Аарон Маршал (Aaron Marshall)

«Эксклюзивно для Audio Ideas Guide»